AC/DC
(сокр. от англ. alternating current/direct current — переменный/постоянный ток) — австралийская рок-группа, сформированная в Сиднее (Австралия) в ноябре 1973 года выходцами из Шотландии, братьями Малколмом и Ангусом Янгами.
Вместе с такими группами как Led Zeppelin, Deep Purple, Scorpions, Black Sabbath,Uriah Heep, Judas Priest и Motorhead AC/DC часто рассматриваются как пионеры хард-рока и хеви-метала.
Сами же музыканты классифицировали свою музыку как рок-н-ролл, поскольку в её основе лежит ритм-энд-блюз с сильно искажённым звучанием ритмической и соло-гитар.
Коллектив прошёл через несколько изменений составов, прежде чем в 1975 году был издан первый альбом группы, High Voltage. Состав группы оставался неизменным, пока бас-гитарист Марк Эванс (англ. Mark Evans) не был замещён Клиффом Уильямсом (англ. Cliff Williams) в 1977 году. 19 февраля 1980 года от сильного алкогольного опьянения умер вокалист и автор песен коллектива Бон Скотт. Группа имела все шансы распасться, но вскоре замена Скотту была найдена, в лице бывшего вокалиста группы Geordie Брайана Джонсона. В этом же году группа записала свой самый продаваемый альбом, Back in Black.
Коллектив продал свыше 200 миллионов копий альбомов по всему миру, включая 68 миллионов в США[6]. Самый успешный альбом, Back in Black, был продан в количестве более 22 миллионов в США[7] и более 42 миллионов за их пределами. В целом AC/DC является самой успешной и известной рок-группой из Австралии и одной из популярнейших в мире.
Старшая сестра Малколма и Ангуса Янгов, Маргарет предложила название для группы после того, как увидела акроним «AC/DC» на задней стороне швейной машинки. «AC/DC» — аббревиатура от «ток переменный/ток постоянный» (англ. «alternating current/direct current»), которая обозначает преобразователь переменного тока в постоянный. Братья почувствовали, что это название символизирует искрящую энергию музыки группы и энергетику их живых выступлений, таким образом имя и закрепилось
Группа подписала международный контракт с Atlantic Records и стала активно гастролировать по Великобритании и Европе, добиваясь известности и набираясь опыта выступая на подхвате известных рок-групп того времени, таких как Alice Cooper, Black Sabbath, Kiss, Cheap Trick, Nazareth, Foreigner, Thin Lizzy и The Who. В 1976 году был издан третий австралийский альбом AC/DC Dirty Deeds Done Dirt Cheap.
Нашествие и волну популярности панк-рока 1976—1978 гг. группа благополучно пережила благодаря своим грубоватым и провокационным текстам песен и, частично, из-за того, что в британской музыкальной прессе того времени её относили к панк-группам. Они добились успеха на британской рок-сцене благодаря своим мощным и скандальным концертным шоу, а Ангус Янг быстро стал знаменит из-за своего провокационного поведения на сцене, что, в том числе, привело к тому, что группе запретили выступать на нескольких британских концертных площадках.
Спродюсированный Маттом Лангом (Mutt Lange) альбом 1979 года «Highway to Hell» вознёс группу на вершины мировых хит-парадов рок-музыки всех времён. Альбом, несомненно, стал самым популярным из дискографии группы на момент выхода. Многие песни этого альбома до сих пор часто можно услышать на радио, а титульный трек стал одной из самых известных песен в истории рок-музыки.
Смерть Бона Скотта
19 февраля 1980 года Бон Скотт ушёл с очередной вечеринки в сильном подпитии, и так как не мог идти дальше, то был оставлен на ночь в автомобиле своего знакомого Алистера Кинниара (Allistair Kinnear). Тот и обнаружил Бона на следующий день мёртвым. Причиной смерти официально стало переохлаждение, хотя наиболее распространённой версией и по сей день является то, что Бон Скотт захлебнулся собственными рвотными массами. Ходили слухи о том, что трагедия эта была неслучайной, что подкрепляется множеством противоречий в официальной версии его смерти, что также порождает множество теорий заговора об убийстве музыканта и о передозировке героина.
Члены группы первоначально планировали прекратить свою музыкальную деятельность в составе AC/DC, но позже решили, что Бон Скотт хотел бы, чтобы группа продолжала существовать. Музыканты перепробовали несколько кандидатов на место вокалиста, в итоге осталось два претендента: Терри Слессер (Terry Slesser) и Брайан Джонсон (Brian Johnson). Джонсон в этот период пытался восстановить свою группу Geordie, но исполнение на публике двух песен AC/DC и Тины Тернер (Tina Turner) («Whole Lotta Rosie» (Let There Be Rock) и «Nutbush City Limits», соответственно) впечатлило участников AC/DC и через несколько дней они сообщили Джонсону, что он новый вокалист группы.
«Back in Black»
Совместно с Брайаном Джонсоном группа дописала незавершённые из-за смерти Бона песни, и записала альбом «Back in Black», также спродюсированный Лангом. «Back in Black», выпущенный в 1980 году, стал самым продаваемым альбомом группы и одним из самых значительных в истории рок-музыки. Среди всех хитов альбома, одноимённая с названием альбома песня, написанная в память о Боне Скотте, и «You Shook Me All Night Long», многими считается квинтэссенцией музыки AC/DC, и даже хард-рока в целом.
Следующий альбом, «For Those About to Rock (We Salute You)», выпущенный в 1981 году также очень хорошо продавался и был хорошо принят критиками. Одноимённая альбому композиция, заканчивающаяся под гром палящих пушек, стала кульминационным и завершающим номером большинства последующих концертов AC/DC.
Альбом «Flick of the Switch» 1983 года группа продюсировала без Ланга. Барабанщик Фил Радд из-за личных разногласий с остальными членами группы, вызванных, по некоторым данным, проблемами с алкоголем, покинул группу. На его место после анонимного прослушивания взяли Саймона Райта (Simon Wright), бывшего члена группы Tytan. В 1985 году в новом составе группа записала менее успешный альбом «Fly on the Wall», спродюсированный братьями Янгами. Вместе с этим альбомом группа выпустила серию музыкального видео группы, исполняющей пять из десяти песен альбома в баре, с использованием различных спецэффектов, включая анимированную муху.
В 1986 году AC/DC вернулись в хит-парады с заглавной песней альбома «Who Made Who», являющемся саундтреком к фильму Стивена Кинга «Максимальное ускорение» (Maximum Overdrive). Альбом также содержал две новых инструментальных композиции и хиты из предыдущих альбомов. В феврале 1986 года группа была принята в Зал славы Австралийской ассоциации звукозаписывающей индустрии (Australian Record Industry Association Hall of Fame). Альбом 1988 года «Blow Up Your Video» группа выпустила вместе с первоначальным составом продюсеров, Гарри Вандой (Harry Vanda) и Джорджем Янгом. Этот альбом продавался лучше, чем предыдущий и попал в британский хит-парад двадцати лучших синглов с песней «Heatseeker».
После выхода Blow Up Your Video из группы ушёл Райт и был заменён на сессионного музыканта Криса Слейда (Chris Slade). Джонсон не мог участвовать в работе группы несколько месяцев, поэтому братья Янги написали песни для следующего альбома самостоятельно, как и для всех последующих. В 1990 году вышел альбом The Razor’s Edge. Он стал очень успешным для группы и содержал хиты «Thunderstruck» и «Money Talks». Альбом стал мультиплатиновым, вошёл в десятку хит-парада США (2-е место) и двадцатку синглов в Великобритании.
21 марта 1991 года «AC/DC» начинает свой европейский тур в Хельсинки. Британская часть тура началась на «Wembley Arena» 15 апреля 1991 года. В августе 1991 группа приняла участие в фестивале «Монстры рока» в Кастл-Донингтоне, а также ещё в серии из 20 фестивалей по всему континенту в 18 городах). Данный тур включал в себя одно бесплатное выступление, которое состоялось в Москве 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино. Оно привлекло громадную аудиторию порядка 500 000 человек (в то время, музыка «AC/DC» была весьма популярна среди советской молодёжи, а записи группы можно было достать только на «чёрном» рынке).
Московский концерт состоялся всего пару недель спустя после путча ГКЧП, скинувшего власть КПСС, был представлен как «праздник демократии и свободы» и был своеобразным подарком советской молодёжи, за их сопротивление попытке недавно провалившегося государственного военного переворота.
Выступление было записано на видео под руководством Уэйна Ишама. Московский концерт стал особенно выдающимся событием в культурной жизни страны в свете того, что большинство западной рок-музыки было запрещено и практически объявлено вне закона.
Во время тура «The Razor’s Edge» было записано на плёнку несколько выступлений «AC/DC». Среди них были исторический концерт в Москве, а также в Кастл-Донингтоне, при съёмке которого режиссёр Дэвид Маллет задействовал 22 камеры.
Обложка альбома «Ballbreaker»
В 1994 году в группу вернулся Фил Радд. Уход Криса Слейда, в этой связи, был дружественным и произошёл в основном из-за сильного желания членов группы вернуть Радда. По мнению Ангуса Янга, Слейд был лучшим музыкантом в AC/DC, но желание увидеть в группе Фила было сильнее. В составе 1980—1983 годов группа записала в 1995 году альбом «Ballbreaker» с продюсером хип-хоп и хеви-метал-групп Риком Рубином (Rick Rubin) и «Stiff Upper Lip» в 2000 году.
После выхода этих альбомов группа подписала долгосрочный контракт на несколько альбомов с Sony Music, которые стали выходить под лейблом Epic Records.
[править]2000-е годы
Обложка альбома «Stiff Upper Lip»
В марте 2003 года группа AC/DC была принята в Зал славы рок-н-ролла в Нью-Йорке и исполнила свои хиты «Highway to Hell» и «You Shook Me All Night Long» совместно со Стивом Тайлером из Aerosmith. В мае 2003 года Малколму Янгу была присуждена награда Теда Альберта (Ted Albert Award) за «выдающийся вклад в австралийскую музыку». В том же году Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (Recording Industry Association of America, RIAA) обновила расчёты количества продаж альбомов группы с 46,5 млн копий до 63 млн, что сделало AC/DC пятой группой в истории США, продавшей наибольшее количество альбомов после The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd и Eagles. Кроме того, был удостоверен «дважды бриллиантовый» (20 000 000 проданных копий) статус альбома Back in Black, что сделало его шестым в списке самых продаваемых альбомов в истории США (в 2005 году количество проданных копий альбома достигло 21 миллиона, что вывело его на пятую позицию).
В июле 2003 года группа имела совместное выступление с Rolling Stones на Сарсфесте (Sarsfest), на концерте в Торонто (Канада), посвящённом борьбе с эпидемией SARS.
1 октября 2004 года улица Корпорейшн-Лейн (Corporation Lane) в Мельбурне была официально переименована в ACDC-Лейн (ACDC Lane) в честь группы (названия улиц в Мельбурне не могут содержать символ «/»). Улица находится рядом со Свонсон Стрит (Swanston Street), местом где, в кузове грузовика, группа записала свой видеоклип для хита 1975 года «It’s a Long Way to the Top» (также есть ещё одна улица в мире, названная в честь группы AC/DC, в Испании, в городе Легане (Leganés), рядом с Мадридом — «Calle de AC/DC»).
В марте 2005 года вышел набор из двух DVD дисков, «Family Jewels», содержащий музыкальное видео и клипы с концертов. Первый диск относится к эре Бона Скотта (с концертными видеозаписями, снятыми за десять дней до смерти Скотта), второй содержал видеоматериалы эры Брайана Джонсона.
28 августа 2008 года вышел сингл «Rock’n’Roll Train».
20 октября 2008 года AC/DC выпустили свой новый альбом «Black Ice», который уже через неделю после выхода возглавил хит-парады 29 стран мира.[15] За первую неделю группа продала 5 миллионов копий альбома во всем мире. В австралийском Top 50 в начале ноября оказалось 6 альбомов AC/DC. В числе тех, кто в восторженных тонах отозвался о новом альбоме, был австралийский поэт и писатель Джон Кинселла, отметивший «умные, острые, по-своему гениальные» тексты альбома.[16]
В конце октября группа вышла в турне по Северной Америке, в качестве разогрева пригласив группу The Answer.[17]
[править]Влияние на рок-музыку
AC/DC упоминается многими современниками и появившимися позднее музыкантами и группами рок-музыки и метала как повлиявшей на их творчество. Среди них: Anthrax, Bon Jovi, The Darkness, Def Leppard, Dokken, Dream Theater, Faster Pussycat, Iron Maiden, Great White, Guns N' Roses, Hanoi Rocks, Immortal, Journey, Megadeth, Metallica, Nirvana, Mötley Crüe, Poison, Rammstein, Ratt, Rhino Bucket, Saxon, Skid Row, Supagroup, Tool, Twisted Sister, UFO, Van Halen, Wolfmother, Y&T.
Многие исполнители и группы (как западные, так и советские/российские) панк-рока, хардкор-панка, гранжа, гаражного рока и альтернативного рока также отмечали AC/DC как повлиявшую на них. Хотя группа первоначально критиковалась британскими панк-рокерами поздних 1970-х, многие музыканты этого движения отдавали должное AC/DC за высокую энергетику музыки, основательный и антикоммерческий подход к рок-музыке.
Влияние AC/DC на австралийскую музыку сложно переоценить. Условно говоря, каждая австралийская рок-группа, появившаяся в середине 1970-х и позднее, испытала влияние AC/DC. К австралийским группам, упоминавшим влияние на них AC/DC, относятся, например, Airbourne, Blood Duster, Frenzal Rhomb, INXS, Jet, The Living End, Midnight Oil, Powderfinger, Silverchair, You Am I.